Знаменитый гроссмейстер и теоретик после быстрой ничьей в шестом туре «Кубка РГСУ среди ветеранов шахмат» зашел в пресс-центр и поделился своими впечатлениями от турнира, а также рассказал о шахматной жизни в Латвии и предстоящем матче с Анатолием Карповым.
- Евгений Эллинович, вы – один из лидеров турнира. Как для вас складывались эти шесть туров?
- Нормально складывались. Чемпионка мира Галина Струтинская не явилась со мной на партию, и это главная удача (смеется). Пока удается превосходить своих коллег в подготовке, потому что у меня наконец-то появился тренер – мой сын! Вырастил себе тренера. Я думал, что он будет у меня учиться, а он говорит, что я плохо тренирую, и поэтому решил сам заняться этим делом.
- Ожидает ли нас в таком случае появление второго варианта Свешникова?
- Сейчас появилась путаница в названиях: вариант называют то Челябинским, то Свешникова, то Ласкера, а некоторые путают с Лабурдонне. Я считаю, что система Свешникова только одна – это восемь дебютных принципов*, выстроенных в определенной последовательности. То есть, это система поиска лучших ходов в дебюте, алгоритм поиска лучшего хода.
- Как оцените организацию Moscow Open?
- Я уже играл в десяти Москоу-опенах из одиннадцати, начиная с первого. Наверное, сложно найти такого же старожила (смеется). В самом начале я говорил, что фестиваль будет долговечным, потому что он демократичный и очень важный для популяризации шахмат.
В этот раз я впервые получил полный прием от организаторов. А приезжал я сюда всегда в гости к маме и сочетал приятное с полезным. Каждый год я жил у мамы, но сейчас она уже старенькая, ей 89 лет, и ей будет непросто, если я буду все время находиться у нее. Поэтому сейчас директор фестиваля Александр Костьев пошел мне навстречу и, как молодым ребятам с хорошим рейтингом, предоставил мне полный прием, за что ему особая благодарность.
- Вы довольно много играете, в том числе в Латвии, которую представляете. Расскажите, пожалуйста, о латвийской шахматной жизни.
- Меня уже четыре года не переводят из рейтинг-листа Латвии в рейтинг-лист России: мне просто ставят латвийский флажок. Я российский гражданин, я хочу играть под флагом России, но не могу этого сделать. За переход с меня почему-то требуют пять тысяч евро, хотя я член двух федераций. И никто не может решить этого вопроса. Я вынужден говорить это тем, кто берет у меня интервью, потому что мне некому больше об этом сказать.
Что касается профессиональной шахматной жизни, то там она практически отсутствует, а любительских турниров много, но в основном это рапиды. С классическим контролем проходит чемпионат Латвии в девять туров. В последние два года также появился отборочный турнир к Кубку мира – турнир Балтийской зоны на Кубок Кирсана Илюмжинова. На этом классические шахматы в Латвии заканчиваются.
- В Юрмале будет крупный турнир…
- Там будет четвертый Мемориал Владимира Петрова, который организует Алексей Широв. Один российский гражданин, который просил не афишировать его имя, выделяет средства на проведение турнира. Латвийская шахматная федерация активно участвует в проведении этих турниров.
- При Алексее Широве шахматная жизнь в Латвии активизировалась?
- Да, с возращением Леши Широва шахматная жизнь в Латвии оживилась. Также несколько лет назад за Латвию стал играть Игорь Коваленко, перешедший из Украины.
- Перед интервью вы упоминали о матче с Анатолием Карповым. Где он будет проходить?
- Начну с предыстории. После того, как я проиграл матч Широву, я почувствовал, что силы-то еще есть. Тогда в последний день мы сыграли четыре партии за сутки, и у меня просто «крыша поехала», я проигрывал любые позиции. Я понял, что надо играть менее напряженные матчи. Меня, прежде всего, интересует теоретическая часть, и я нашел соперника – Анатолия Евгеньевича Карпова.
У меня была идея провести этот матч по городам Южного Урала: начать на родине Карпова – в Златоусте, потом переехать в Сатку, потом – в Магнитогорск, а последнюю партию сыграть в Челябинске. Что самое интересное, Анатолий Евгеньевич понял эту идею и поддержал ее. Но по ряду причин этот замысел не удался; в том числе, мы не нашли поддержки в регионе.
И очень жаль, потому что матч нужен для популяризации шахмат на Урале. Понятно, что в спортивном отношении вряд ли я конкурент Карпову, но я могу поставить ему серьезные проблемы в дебюте. И все-таки сейчас Анатолий Евгеньевич занимается другой деятельностью, а я пока сохраняю свой профессиональный подход. Чтобы подравнять шансы, я попросил фору: у меня будет тренер, а у него нет (смеется).
Хотя матч у нас товарищеский, для меня в некоторой степени он будет и спортивным. Почему? Потому что я сыграл 45 партий с чемпионами мира, и уступаю всего «-1», поэтому у меня есть определенный спортивный интерес (смеется). Это выглядит как шутка, но тем не менее.
В общем, я рассказал эту историю о матче одному своему болельщику: он достаточно состоятельный человек. Он говорит: «Я дам денег на матч, но играть будете в Риге». Идею также поддержала Рижская Дума, заинтересовалась местная шахматная федерация – конечно, ведь чемпион мира приезжает. 20 лет назад там играл Каспаров, а потом не было чемпионов мира. Поэтому интерес к этому матчу в Латвии большой.
- Евгений Эллинович, спасибо за интервью и удачи в турнире.
- Спасибо.
Беседовала Этери Кублашвили
*Принципы разыгрывания дебюта.
При игре белыми:
1) захват центра,
2) развитие фигур,
3) безопасность,
4) атака слабости.
За черных принципы схожи, но сформулированы иначе и располагаются в другом порядке по степени важности:
1) борьба за центр,
2) безопасность,
3) развитие фигур,
4) защита и не создание слабостей.
Обратите внимание: белые в дебюте пытаются захватить центр, а черные борются за него, чтобы не дать сопернику осуществить его планы. Белые должны атаковать слабости, а черные – стремиться к тому, чтобы эти слабости у себя не создавать.