В турнире «А» начались стыковые встречи. В пятом туре в непростой борьбе рейтинг-фаворит гонки Ян Непомнящий обыграл победителя Moscow Open 2008 казанца Артема Тимофеева, и рассказал об этом поединке корреспонденту официального сайта.
- Артем – очень сильный соперник, высококлассный шахматист. Правда, в последнее время у него наблюдается некоторый спад, но, тем не менее, партия совершенно не обещала быть легкой.
С дебюта он выбрал не главное продолжение в ответ на защиту Грюнфельда, после которого белые выигрывают пешку, но, на самом деле, в такой редакции позиция у них нигде не лучше. Далее Артем сделал пару неудачных ходов, после чего, мне кажется, у меня появилась некоторая инициатива, которой я распорядился с одной стороны неплохо: сначала отыграл пешку, а потом еще сам выиграл пешку. Но затем я разменял слишком много фигур, и получился тяжелофигурный эндшпиль «четыре на три», что почти при всех разменах ведет к теоретически ничейной позиции. Видимо, нужно пытаться сохранить все фигуры на доске, но это было довольно сложно. Артем поставил все фигуры на одну линию и начал за мной «гоняться», требуя немедленного размена сначала ладей, а затем - ферзей.
Я сыграл не очень хитро и в итоге получил минимум, который мог получить, но, тем не менее, это тоже не так мало: в ладейнике «четыре на три» у меня уже было сыграно h5 и g5. Потому что если белые успевают пойти h4, то получается совсем простая ничья. А после h5 и g5 можно поставить микропроблемы. Так, как сыграл Артем, проиграло практически форсированно: моя пешка добежала до f3. Артем организовал контригру, пытаясь активизировать короля и сыграть на вечный шах, но мне не казалось, что это работает. В итоге я выиграл еще одну пешку, а две связанные проходные, как известно, легко проходят в ладейном эндшпиле.
- Артем также испытывал нехватку времени?
- Да, он очень странно расходовал время, почему-то «завис» на 15 минут на входе в ладейник.
- В целом, мне сложно будет занести эту партию в актив.
- Что можешь сказать о предыдущих четырех партиях?
- Все соперники играют довольно плотно, несмотря на разницу в рейтинге в 400 пунктов. Но это, видимо, компенсируется их излишним желанием хорошо выступить.
В первом туре партия была довольно сложная, я всю дорогу стоял похуже, но в какой-то момент в цейтноте соперник зевнул сразу все. Во втором туре получилась более-менее не сложная партия.
В третьем раунде случилась одна из таких ничей, из-за которых я не очень люблю играть в опен-турнирах. Человек хорошего уровня крепко ставит фигуры, и тебе приходится либо идти на чрезмерный риск, либо делать разумные ходы. Я предпочел второе, и получил чуть лучший эндшпиль, но соперник легко отбился.
В четвертой партии у меня было совсем выиграно, а потом я подряд сделал несколько плохих ходов, и у меня стало лишь чуть получше. Потом была ничья, а затем соперник сам себя перехитрил, потому что я уже отчаялся искать шансы на победу. Однако он решил проявить активность и проиграл.
- Во время турнира смотришь партии из Баден-Бадена или Гибралтара?
- Когда домой прихожу, то, конечно, смотрю. Если буду смотреть вживую, то меня выгонят с турнира (смеется).
- РГСУ для тебя - родной вуз. Расскажи немного об учебе здесь.
- Да, я тут учился на гуманитарном факультете в отделении журналистики, а сейчас я в аспирантуре. То есть, как говорится, дома и стены помогают.
- Ян, спасибо за интересные комментарии и удачи!
- Спасибо.
Беседовала Этери Кублашвили